Lost in Random производит плохое первое впечатление. Чрезмерно мрачные и унылые начальные области разрозненны, торопливая подготовка к игре сбивает с толку и отталкивает. Возникает ощущение, что вам выпала неудачная рука. Однако стоит продолжить, и карты начинают ложиться на свои места. Стратегический слой построения колоды постепенно улаживается и успешно сочетается с основными боевыми действиями, а мир, в конце концов, раскрывается с гораздо более интересной, яркой, красочной и насыщенной персонажами стороны. Lost in Random преодолевает скалистый старт, чтобы рассказать искренне трогательную историю о дружбе, братских узах и жестокости неравенства.
Миром Random правит капризная королева, которая определяет судьбы своих подданных броском костей. Единицы остаются трудиться в трущобах рабочего класса, а шестерки отправляются в заоблачный замок королевы, где их вновь обретенное социальное возвышение освобождает их от необходимости общаться с бедняками. Эвен - молодая девушка, живущая в Онекрофте, когда ее старшая сестра, Одд, выпала шестерка, и они оказались разлучены. Эвен справедливо подозревает королеву и отправляется спасать свою сестру.
Даже быстро нанимает себе компаньона, Дайси, и учится сражаться, играя в карты и бросая кости - да, прежде чем вы что-то скажете, игра использует "кости" не во множественном, а в единственном числе. Бой - сердце этого приключенческого экшена, и к нему нужно немного привыкнуть. Эвен не может атаковать врагов, не сыграв сначала карту, дающую ей способность, но чтобы вообще сыграть карту, она должна сначала собрать достаточно кристаллов, чтобы ей выпала одна карта. Когда у нее есть карты до полной руки из пяти, она может бросить кости и сыграть количество карт, равное числу на кубике. То, что поначалу кажется большим количеством ненужных сложностей, вскоре объединяется, чтобы предложить множество умных тактических и стратегических решений.
Во время боя всегда есть разные подходы. Кристаллы, используемые для работы с картами, можно собирать как на расстоянии, используя базовую рогатку Эвена для стрельбы по скоплениям, прикрепленным к врагам, так и вблизи, правильно выбрав время для уклонения от врага во время его атаки. Это простое различие способствует развитию двух разных стилей игры.
Карты предлагают широкий спектр способностей, которые позволяют еще больше изменить стиль игры. Некоторые из них дают оружие: меч для быстрых ударов, огромный молот для более сильных ударов, лук и стрелы и т.д. Все они наносят прямой урон врагам, позволяя вам сделать выбор, как это сделать: с расстояния или в ближнем бою, быстро и легко или медленно и тяжело.
Другие карты позволяют развернуть на арене боя различных помощников в виде, по сути, ряда мобильных и стационарных турелей, каждая из которых делает свое дело, но при этом наносит сильный удар. Здесь вы обмениваете надежность использования собственного оружия на возможность нанести гораздо больший урон. Вы даже можете превратить Дайси в бомбу, но, честно говоря, это кажется немного грубым. Бедняге и так хватает забот.
Среди карт, которые меня привлекли, были и более эзотерические. Одна позволяет наносить урон атакующему врагу, когда вы уклоняетесь от него, а другая - наносить урон врагу, когда вы выстреливаете в него кристаллическим кластером. Есть и множество других, добавляющих атаки ядом, замедление времени, несколько способов лечения и предоставления дополнительных возможностей использования карт и так далее. Все это дает возможность многое учесть, а ограничения на то, как и когда вы можете использовать свои карты, заставляют вас принимать важные тактические решения в каждом боевом столкновении.
Вы определитесь с фаворитами и обнаружите, как одни карты дополняют другие, но затем появится новый враг или новая комбинация типов врагов, которая спутает ваши планы и заставит вас пересмотреть их. Ваша колода ограничена 15 картами, включая несколько одинаковых карт, если они у вас есть, а во время боя колода тасуется между каждой рукой, что означает, что вы не всегда можете рассчитывать на то, что вам выпадут именно те карты, которые вы хотите в той или иной ситуации. И даже если вам повезет, и вам выпадут, например, молот и исцеление, которые вы хотели, если Дайси выпадет только 1, то вы сможете сыграть только одну из них.
Импровизация жизненно необходима, и впечатляет то, как регулярно Lost in Random ставит вас в затруднительное положение и предоставляет инструменты для выхода из него, даже если это были не те инструменты, которые вы имели в виду. Хотя каждая карта полезна, было довольно много случаев, когда я понимал, что вступил в бой с колодой, баланс которой не соответствовал поставленной задаче. То, что во многих случаях мне все же удавалось выстоять, - заслуга гибкости боевой системы. А когда мне это не удавалось, я просто умирал, перестраивал свою колоду и пробовал снова. Здесь нет наказания за неудачу.
Вне боя Lost in Random не так уверена в себе. Эвен путешествует по шести мирам Random, каждый из которых смоделирован на разных гранях игральной кости, и ищет свою сестру по едва заметным следам. Исследовать эти миры довольно сложно: неспособность Эвен прыгать (кроме как в определенных установленных местах) и ее склонность зацепляться за неправильные формы в окружающей среде делают основное перемещение довольно неудобным. Несмотря на то, что миры довольно сильно отличаются друг от друга, внутри них чувствуется однообразие, полно новых проходов, похожих на тот, в котором вы только что побывали, и почти нет по-настоящему запоминающихся мест.
В соответствии с деспотичным характером правления королевы, миры слишком часто кажутся безжизненными, несмотря на все усилия многих людей, с которыми можно остановиться, поговорить и выполнить задания. Слишком много мест остаются в тени и окутаны туманом, что, к сожалению, притупляет внимание к более привлекательным достопримечательностям и снижает стимул к исследованию. В более поздних частях игры, которые предлагают облегчение от непрекращающегося мрака в других местах, солнечные лучи чаще освещают их, и они являются превосходной витриной для неизменно сюрреалистичной сказочной архитектуры. Жаль только, что так много творчества и воображения в пейзажах оказывается затуманенным.
Тем не менее, стоит исследовать каждый уголок, чтобы отыскать все сокровища, спрятанные в Random, и получить дополнительную добычу, которая позволит вам купить больше карт для сражений. Больше карт означает больше возможностей для создания колоды и больше выбора в бою, что еще больше усиливает самую сильную сторону игры.
И несмотря на скудное окружение, которое не позволяет по-настоящему проникнуться судьбой Рэндома, жители города завоюют ваше сердце. Эвен - такой замечательный центральный персонаж. Она упорна, упряма и бесстрашна, как ребенок, который еще не осознал границ своей способности изменить мир. Но она также нежна, тревожна и полна сомнений по поводу того, что она делает, и своего места в этом мире. Умело написанные ее разговоры с Дайси - он говорит только неразборчивыми звуками, но Эвен понимает его, и вы можете понять, что он только что сказал, по различным вариантам диалога, которые она может выбрать в ответ, - показывают крепкую дружбу, построенную на узах доверия и общем чувстве юмора. Они оба предстают как хорошо развитые - или, возможно, хорошо развитые - и запоминающиеся персонажи, которые испытывают искреннюю привязанность друг к другу.
В "Random" много таких же запоминающихся персонажей, хотя ни один из них не является таким насыщенным, как два главных героя. Все они отправляют Эвен на поиски, которые в определенный момент будут связаны с ее главной целью и пересекаться с центральными темами повествования. Здесь постоянно поднимается вопрос о соблюдении или неприятии правил, о том, насколько люди готовы принять свое место в жизни. Или, более того, принять идею о том, что в жизни есть место, которое нужно принять. Случайность - это мир, которым правит 1%, решающий по прихоти, по броску костей, жизнь всех остальных. Это мир, где эта власть до сих пор оставалась неоспоримой, потому что разделение было сшито, чтобы натравить людей друг на друга, чтобы отвлечь их от реального источника их страданий и угнетения. В какой-то момент Эвен замечает: "Ты растешь с этим, поэтому думаешь, что это нормально, но все это безумие". Она говорит о костях, определяющих судьбу человека, но она легко может говорить о многих аспектах нашего неолиберального капиталистического мира и о том жестоком неравенстве, которое он продолжает навязывать всем нам.
Lost in Random может иметь вид захудалого диккенсовского детища, но на его костях удивительно много мяса. Возможно, он не всегда справедлив к своему миру, но в нем можно найти очаровательные и волнующие истории, если вы сможете разглядеть их сквозь унылый туман. В одной запоминающейся остроумной сцене ей даже удается искупить свое постоянное неправильное использование слова "кости" для обозначения единственного числа. А самое главное, в игре есть отличный боевой механизм, в котором разумно реализована механика построения колоды, чтобы вознаградить как стратегическую подготовку, так и тактическое изобретение. Пройдите медленное начало игры, и вы вмиг забудете о ней.