Мы находимся в Тоскане, в 1944 году. Марта и Джулия, дочери немецкого офицера, проводят последний год войны в сельском доме в нескольких километрах от типичной итальянской деревни. Отголоски идущей войны доносятся до них из прессы режима, из радио, которое они всегда оставляют включенным для получения новостей в режиме реального времени, и из слухов, циркулирующих среди населения. Хотя конфликт становится все более драматичным, место, где живут две девушки, остается ослепительно красивым, почти нетронутым, словно взятым из поэмы Кардуччи. Однако однажды Джулия видит тело Марты, выныривающее из озера перед их домом. Кто убил ее? Партизаны, как утверждают немцы? Какой-то бродяга проезжал мимо? Или белая дама, фигура из народного фольклора, которая всегда очаровывала Джулию?
Чтобы узнать, почему эта тайна действительно стоит того, чтобы пролить на нее свет, просто прочитайте нашу рецензию на видеоигру "Марта мертва" (Martha is Dead), в которой мы попытались объяснить, в чем, по нашему мнению, заключается настоящая прелесть названия видеоигры LKA.
"Марта мертва" - это психологический триллер от первого лица, по определению самих авторов, которым мы уже обязаны превосходным "Городом света". Игрок играет Джулию и должен попытаться пролить свет на то, что случилось с ее сестрой, исследуя окрестности дома и сам дом в поисках улик и следов, которые приведут к раскрытию дела. То, что на первый взгляд кажется своего рода детективной историей, по крайней мере, в первых строках, полностью преображается после нескольких часов игры, раскрывая свою более глубокую природу и переплетая темы и вопросы, казалось бы, очень далекие друг от друга, между внутренними исследованиями и историческими событиями, которые образуют беспрецедентный уникум для мира видеоигр.
Что касается взаимодействия, Джулия может изучать большое количество предметов обстановки, из которых игрок черпает информацию о ее прошлом, она может собирать некоторые из них, чтобы использовать по мере необходимости, и фотографировать с помощью Rolleicord, биотической камеры с видоискателем на уровне пояса. Эта камера будет одной из центральных точек игры с самого начала.
Джулия, на самом деле, очень любит фотографировать, эту страсть она унаследовала от своего отца, и в то время, когда Марта была убита, она фотографировала на берегу озера. Поэтому одной из первых ее задач было восстановить камеры и проявить рулоны в фотолаборатории, построенной в подвале дома. Стоит отметить, что весь процесс фотографирования смоделирован мастерски, несмотря на некоторые очевидные упрощения (описанные в учебнике). При съемке фотографий необходимо хорошо кадрировать объект, установить фокус, скорректировать экспозицию, отрегулировав выдержку и диафрагму, использовать правильные фильтры в зависимости от условий освещения, затем отнести рулоны в фотолабораторию и использовать увеличитель, чтобы отпечатать негатив на бумаге, а затем промыть изображение.
Фотография также связана со вторичной целью, которая не очень понятна во время игры, когда вы должны искать скрытые детали на карте, используя определенный фотографический фильтр. В любом случае, вся система используется в высшей степени эффективно, а темная комната становится своего рода местом сознания Джулии, где полученные изображения могут быть откровениями или обманом в зависимости от момента их создания. Или, просто, моменты, которые запомнятся (в некоторых моментах игроку оставляют свободу фотографировать то, что он хочет, даже не заботясь о сюжете).
ПРИМЕЧАНИЕ О ЦЕНЗУРЕ В ВЕРСИЯХ ДЛЯ PS4 И PS5
Будьте внимательны, потому что в этой врезке мы открыто поговорим о трех сюжетных моментах в фильме "Марта мертва", подробно рассказав о них. Если вы не хотите спойлеров, не читайте это. Или вернитесь и прочитайте ее после того, как закончите игру.
Мы скажем несколько слов о цензуре в версиях игры "Марта мертва" (Martha is Dead) для PS4 и PS5, которая не ограничивается последовательностью, появившейся в последние дни. А пока давайте посмотрим, что это такое:
- Во сне Джулия отрывает лицо от трупа Марты, используя медальон для проведения операции, и прикладывает его к своему лицу. Цензурированная версия - это неинтерактивный фильм, где на PC и Xbox весь процесс выполняет игрок.
- В продвинутом эпизоде игры Джулия идет на кладбище, где лежит труп Марты, и, чтобы проверить, была ли ее сестра беременна перед смертью, она потрошит ее ножницами швеи, вытаскивая зародыш и кладя его себе на грудь. Эта последовательность также была сделана неинтерактивной, как и предыдущая.
- В финале Джулия вкратце рассказывает о своем опыте пребывания в психушке, говоря о том, как она мастурбировала в течение всего дня, испытывая сильные позывы. Все упоминания о мастурбации были удалены из версии для PlayStation.
Теперь, очевидно, за исключением финальной последовательности, в версиях для PlayStation не было реального удаления контента. На самом деле, мы очень хотим оспорить эту позицию, потому что сделано гораздо хуже: видеоигре отказали в ее природе интерактивного средства, превратив игрока из активного агента в пассивного пользователя контента в двух ключевых моментах, которые служат для лучшего понимания экзистенциальной трагедии, переживаемой Джулией, главной героиней. Надо сказать, что те, кто руководил изданием "Марта мертва" на PlayStation, понимали выразительные возможности видеоигры гораздо лучше, чем те, кто минимизирует ее цензуру, потому что непосредственное участие в этих эпизодах создает чувство отвращения и тревоги, которое частично теряется при пассивном просмотре.
Разрушение жизни
"Марта мертва" (Martha is Dead) удивляет своими достоинствами повествования и тем, как она использует обстановку, чтобы рассказать историю ума главной героини. Те, кто ожидает чистый ужас, вероятно, будут разочарованы. Конечно, некоторые эпизоды сильные, даже тревожные, но не ждите, что вы будете приседать, чтобы избежать какого-то монстра, движущегося в темноте. Цель авторов - не заставить вас вскочить со стула, а заставить вас пережить трагическую историю, способную передать сильное чувство тревоги на протяжении всего времени действия, в кусочке Тосканы почти восьмидесятилетней давности, воссозданном с большим вниманием к деталям. Дом Джулии полон предметов того времени и обставлен в реалистичной манере, начиная с комнаты, которую делят две сестры, еще одной символической точки опоры работы. Карта игры не очень большая и включает в себя дом, озеро, небольшую церковь и кладбище в типичном итальянском стиле.
До этих мест легко добраться бегом, но Джулия может использовать велосипед для более длительных поездок. Конечно, в фильме есть и открытые места, например, связанные со сновидениями, но в целом приключение происходит полностью в доме и вокруг него, что делает его еще более тревожным, поскольку оно заключено в привычную для главного героя среду. Персонажей, с которыми взаимодействует человек, немного. В доме живут отец и мать Джулии, но они никогда не разговаривают друг с другом напрямую, их взаимодействие ограничивается несколькими ключевыми моментами (трудно рассказать о такой игре, не намекая на сюжет). Вы можете совершать телефонные звонки, но они тоже используются только для получения дополнительной информации, кроме той, которую вынуждает сюжет. При желании вы также можете взаимодействовать с группой партизан по телеграфу, но без непосредственного контакта.
С точки зрения фактического повествования, "Марта мертва" никогда не разрешает лежащие в ее основе двусмысленности, да и не заинтересована в этом. В ней игроку предлагается не следовать сюжету, а деконструировать его. Авторский отпечаток очевиден и силен, но он не стремится дать однозначную интерпретацию происходящего. Вместо этого он просит игрока понять, что история Джулии не сводима к единой истории, потому что мы проживаем ее с ее точки зрения, которая является фрагментарной точкой зрения тех, кто не может отличить реальность от фантазии, тех, кто борется со страданием, создавая свой собственный мир с неопределенными границами, который постоянно переплетается и запутывается с истинами, которые они пытаются скрыть, и в котором единственным действительно ясным аспектом является страдание, которое его породило.
Парадоксально, но эта бредовая инсценировка бессознательного приобретает все более имманентное измерение по мере раскрытия новых деталей и углубления в прошлое Джулии, пока мы не доходим до того, что заглядываем в бездну, лежащую в ее основе. Показательно в этом смысле, что для того, чтобы вспомнить свое прошлое, Джулия должна буквально представить его в кукольном театре, доверив игроку реконструкцию своих воспоминаний, неясных и размытых.
Мы сталкиваемся с повествовательным процессом, подобным процессу в "Городе света", в котором документы, которые можно было найти в игре, намеренно создавали противоречия в жизни главной героини, именно для того, чтобы утвердить непознаваемость ее исторической целостности. В фильме "Марта мертва" происходит нечто подобное: Джулия осознает себя и свою внутреннюю фрагментацию, пытаясь вспомнить, что с ней произошло, что она вызвала и жертвой чего стала. Это тонкий и мастерски написанный процесс повествования, который находит свой глубочайший смысл именно в своем нежелании дать обязательный.
В заключение следует упомянуть саундтрек, состоящий из песен того времени, переосмысленных в современном ключе, который удачен не только по качеству, но и по сопровождению повествования, неотъемлемой частью которого он вскоре становится, способный по-своему описать душевное состояние Джулии лучше многих образов.