Булыжные мостовые викторианского Лондона являются синонимом Шерлока Холмса и его верного помощника доктора Ватсона, особенно когда речь идет о долгоиграющей серии игр от разработчика Frogwares. Последняя игра украинской студии, Sherlock Holmes: Chapter One, отказывается и от унылого, наполненного смогом окружения, и от доброго доктора, представляя историю происхождения титулованного ищейки. Это смелый ход, который освобождает Chapter One от многих привычных условностей романов Артура Конан Дойла, позволяя увидеть несколько удивительных и откровенно абсурдных моментов, когда вы пытаетесь раскрыть правду о трудном детстве Шерлока.
Вымышленный средиземноморский остров Кордона стал новым солнечным фоном для не совсем скромных начинаний Шерлока как почти сверхмощного детектива. Лондонец вернулся в свой идиллический дом детства, чтобы навестить могилу матери, но вскоре он узнает, что в ее смерти могло быть нечто большее, чем ему говорили вначале. Это приводит в движение обширную тайну, охватывающую весь живописный остров, хотя и с трудом удерживающую ваше внимание. Множество случаев, которые вам предстоит расследовать по ходу игры, часто бывают фантастическими и достаточно интригующими - от раскрытия убийства, связанного с разъяренным слоном, до проникновения в секс-культ высшего общества - но центральная тема, связанная с выяснением того, что именно случилось с матерью Шерлока, не вызывает такого же интереса.
В основном это связано с тем, что миссис Холмс показана лишь мельком, в результате чего она меньше похожа на персонаж, а больше на надуманное сюжетное устройство. Из-за этого трудно интересоваться подробностями ее трагической судьбы, особенно когда вокруг нее есть более интересные сюжетные нити. Как способ информирования о развитии характера Шерлока, центральная загадка также не работает в этом отношении. Молодой двадцатилетний Шерлок представлен как новичок, однако его сверхъестественные способности к дедукции проявляются с самого начала. Он может предположить всю предысторию персонажа, взглянув на нитки на его одежде или мешки под глазами, поэтому у вас никогда не возникнет ощущения, что он вступает в свои права и находит то, что работает, когда он уже начинает игру как полностью сформировавшийся супердетектив. Возможно, он не всегда бывает таким отстраненным или утонченным, как более ранние воплощения персонажа, но в первой главе никогда не создается впечатления, что Шерлок был существенно другим в молодые годы, или что события игры как-то повлияли на его будущее - если не считать того, что происходит в нескольких заключительных сценах.
Появление другого закадычного друга добавляет новую морщинку, которая исследует измученную психику Шерлока. До появления Джона Ватсона у Шерлока был Джон, его воображаемый друг. Они были постоянными спутниками с тех пор, как отец Шерлока умер, когда он был еще ребенком, и он выполняет ту же роль, что и Ватсон, выступая в качестве советчика, наперсника и морального компаса, а также помогая в делах. Однако, в отличие от Ватсона, Джон - немного нахальный парень, склонный к озорству. Он ласково называет Шерлока "Шерри", и их братские отношения придают светлый оттенок часто мрачным сюжетам.
Кордона - это рай для детектива, ведь здесь полно убийств, ограблений, манящих заговоров и других отвратительных преступлений. В прошлом в серии Sherlock были довольно большие территории, но Chapter One идет по стопам игры Frogwares 2019 года, The Sinking City, предоставляя вам целый открытый мир для исследования. Он имеет больше общего с LA Noire, чем с Grand Theft Auto, выступая, по сути, в качестве тщательно продуманной сцены для различных дел, но открытый мир добавляет еще один элемент расследования к вашему набору навыков, не будучи чрезмерным. К сожалению, передвижение по городским улицам вызывает неприятные ощущения из-за заикающейся частоты кадров на PS5. Это не является проблемой, когда вы находитесь внутри или в небольших помещениях, но это делает навигацию по миру неприятным занятием.
Это очень жаль, потому что Кордона - это еще и самостоятельный персонаж. Действие первой главы происходит в конце 1800-х годов, поэтому остров предсказуемо был колонизирован Британской империей. В результате между жителями возникает напряженность, и резкий контраст между различными культурами и классами вплетается в пять различных районов острова. Британцы живут в богатых районах, где улицы выстроились вдоль роскошных особняков и украшены "Юнион Джеком", в то время как местное население, состоящее из жителей, теснится в клаустрофобных лачугах, продавая товары на оживленных рынках и работая на британцев в опасных шахтах и на заводах.
Досадно, что этот аспект Кордона не затрагивается чаще в самом сюжете игры, но, возможно, это и к лучшему, так как первая глава регулярно тупит при попытках затронуть более тонкие темы. Например, в одном из первых дел фигурирует трансгендерный человек, которого Шерлок часто неправильно называет, даже когда называет его по имени. Это кажется ненужным, поскольку не имеет никакого отношения к делу, однако Шерлок также изображается хорошим парнем, поскольку не раскрывает никому другому, что его персонаж - транс, как будто Frogwares похлопывает себя по спине за то, что поступил правильно в ситуации, которую сам же и создал. В другом случае сексуальное насилие используется в качестве сюжетного момента, чтобы подтолкнуть к принятию сложного морального решения, а при поиске в городе африканского лагеря беженцев вам придется обратиться за информацией к первому попавшемуся чернокожему NPC. Есть также несколько ленивых карикатур, а Шерлок имеет привычку делать сомнительный акцент, когда маскируется. Ничего из этого не выглядит откровенно злобным, но это наглядно показывает, что Chapter One - хотя и лучшая написанная игра Frogware на сегодняшний день - временами очень, очень глупа.
Как и предыдущие игры серии, Chapter One превосходит все остальные, когда вы погружаетесь в тонкости раскрытия преступлений. Дедуктивный репертуар Шерлока дает вам множество способов докопаться до истины, и на этом пути вам почти не придется помогать. Осмотр места преступления - самый простой из всех, ведь вы собираете и взаимодействуете с различными уликами, от окровавленного ножа до письма, открывающего глаза. Способность Шерлока "Концентрация" сродни "детективному зрению", встречающемуся в играх серии Batman: Arkham, позволяя вам обнаруживать детали, которые другие люди могли бы пропустить, хотя чаще всего она используется для утомительного отслеживания следов. Обычно вас просят воссоздать произошедшее, поместив манекены в сознание Шерлока, подобно тому, как подобные загадки решались в Return of the Obra Dinn. Материалы дела Шерлока подсказывают вам правильное направление, предоставляя описания персонажей и подробные списки всех улик, которые вы уже собрали, а с помощью Дворца разума вы можете связать различные улики воедино, пока не получите более четкое представление о том, что именно произошло.
Вы также будете допрашивать подозреваемых, подслушивать разговоры, чтобы отфильтровать ценные ключевые слова из неважной болтовни, отправляться в газетные и полицейские архивы, чтобы разыскать интересующих вас людей, и надевать различные маскировки, чтобы проникнуть в определенные места и поговорить с определенными людьми. Бесполезно пытаться выведать что-нибудь у опьяневших посетителей "Пьющего голландца", не переодевшись сначала в матроса.
Отсутствие подсказок позволяет почувствовать, что вы сами приходите к своим выводам и самостоятельно распутываете все детали дела. Это невероятно приятно, и в первой главе проделана хорошая работа, чтобы каждое дело сохраняло свою динамику. В файлах дела всегда есть полезное текстовое описание, если вы вдруг застряли, а красные символы, прикрепленные к уликам, позволяют понять, что из конкретной улики можно извлечь больше информации, не раскрывая при этом слишком много деталей. Это не всегда самый интуитивный способ, так как вам, скорее всего, придется потратить немало времени, возвращаясь к материалам дела Шерлока или заглядывая в раздел "Как играть", чтобы вспомнить, что означают те или иные символы. Некоторые подсказки также отказываются появляться, если вы не прикрепите их сначала, по сути, обозначая их как вашу текущую цель, что кажется лишним дополнительным шагом. Джон мог бы пригодиться в таких случаях в качестве естественной системы подсказок, но записи в его дневнике просто ругают вас за то, что вы ошиблись, не предлагая никаких решений.
Джон также будет писать о вас гадости, если вы кого-нибудь убьете. В отличие от Sherlock Holmes and the Devil's Daughter, в которой было множество посредственных экшенов, в Chapter One есть только один, поскольку вы периодически оказываетесь заперты на небольшой территории и вынуждены отбиваться от волн врагов. Шерлок вооружен единственным пистолетом, и каждая боевая арена заполнена одинаковыми опасностями, такими как паровые трубы и фонари. Вы можете просто убить всех или использовать окружающую среду, чтобы оглушить и подчинить врагов после короткого QTE нокдауна.
Если вы арестуете преступников, а не убьете их, вы получите мизерное вознаграждение - и Джон не станет упрекать вас в своем дневнике, - но это вряд ли послужит стимулом для того, чтобы заниматься шаблонными действиями по усмирению врагов. Единственные вещи, которые можно купить на заработанные деньги, - это мебель для дома Шерлока и новые маскировочные костюмы, но последние можно взять напрокат бесплатно, так что деньги не так уж и нужны. Убийство всех на своем пути не делает бой менее монотонным, но, по крайней мере, он заканчивается гораздо быстрее. Вы также можете полностью отключить бой, если предпочитаете не вступать в него.
Несмотря на эти проблемы, трудно не втянуться в паутину интриг первой главы. Центральная загадка остается невразумительной до самых последних моментов, но окружающие ее дела неизменно превосходны, а роль, которую вы играете в их раскрытии, приносит невероятное удовлетворение. Открытый мир является скорее фоном, чем чем-либо еще, но он расширяет игру десятками побочных дел, которые не менее привлекательны, чем те, что встречаются в основной истории. Sherlock Holmes: Chapter One может иногда тупить, но она пророждает тягу к расследованию так, как немногие игры даже пытаются это сделать.