Sifu (Сифу) размышляет над вопросом: "Достаточно ли одной жизни, чтобы познать кунг-фу?". Исходя из моего собственного опыта, основанного на побоях и синяках, ответом будет громкое "нет". Смерть проникает в каждый аспект последней игры разработчика Slocap, ведь вы будете умирать, умирать и еще раз умирать, прежде чем зализать раны и вернуться в бой для очередной, казалось бы, ошибочной попытки выйти из схватки невредимым. Сифу - сложная игра, которая понравится далеко не всем. Для того чтобы дойти до конца, требуется мастерское владение боевой механикой, поэтому те, кто ищет сложную игру, требующую от игрока мастерства и совершенствования, найдут в Сифу именно это. Это отличный современный beat-em-up с глубокой боевой механикой и увлекательной системой старения, которая отличает его от своих современников, изменяя способ продвижения от одной главы к другой.
Прежде чем углубиться в уникальный хук Сифу, стоит отметить, что его бои являются основой для всего остального, что последует дальше. Сифу - это прежде всего игра, в которой все внимание сосредоточено на том, чтобы не получить удар. В вашем распоряжении множество защитных приемов, и каждый из них играет решающую роль в зависимости от ситуации. Удержание кнопки "блок" для длительной защиты - самый простой способ избежать удара по черепу, но это работает всего несколько секунд. И у вас, и у ваших врагов есть счетчик "структуры", который функционирует подобно системе поз Sekiro. Вы можете блокировать атаки до тех пор, пока ваша структура остается целой, но если вы будете принимать слишком много ударов, то в конце концов сломаете ее и оставите себя для врагов, на произвол судьбы.
Вы можете парировать атаки, чтобы предотвратить разрушение вашей конструкции, нажав кнопку "блок" до того, как удар будет нанесен, но для успешного парирования необходимо знать, когда заканчивается комбо вашего нападающего. Парирование первой атаки не оставит их открытыми для контратаки, если за ней последует еще несколько, поэтому вам, возможно, придется парировать три атаки подряд, прежде чем вы сможете ответить быстрым контрударом. Способность распознавать и изучать типы комбо, которые использует каждый тип врага, - единственный способ парировать несколько ударов подряд, что делает его труднодостижимым, когда вы только осваиваетесь.
К счастью, уклонение не требует никаких затрат, позволяя вам уходить из-под удара, когда ситуация требует небольшой передышки. Это не приносит такого удовлетворения, как успешное парирование атаки, но оба приема меркнут по сравнению с тем восторгом, который дарит уклонение от атак, стоя на месте. Удерживая кнопку "блок" и нажимая левый стик в любом направлении, вы можете использовать легкие движения тела, чтобы уклоняться от ударов и уворачиваться от ударов головой, чтобы не получить никакого урона. Временные рамки этого приема относительно щадящие, поэтому он быстро становится важнейшим инструментом в вашем арсенале, независимо от того, сражаетесь ли вы с шумной группой врагов или с одиноким, крепким как орешек противником. Возможность избежать целого комбо, не сделав ни шагу назад, - это феноменальное чувство, особенно когда за ним следует сокрушительная контратака. Когда вы начинаете пригибаться и изворачиваться, чтобы избежать комбо противника, а затем сочетаете это с парированием, чтобы встретить его последнюю атаку, все становится на свои места, и вы действительно чувствуете себя экспертом в боевых искусствах.
Единственный момент, когда защита срывается, - это когда камера активно работает против вас, поскольку, когда вы прижаты спиной к стене, вполне вероятно, что вы вообще ничего не сможете увидеть. Это непростая задача, поскольку подобные проблемы с камерой возникают в большинстве игр от третьего лица, ориентированных на рукопашный бой. Но в Сифу это проявляется особенно ярко, когда одна ошибка может оказаться фатальной.
Когда дело доходит до вариантов атаки, Сифу делает выбор в пользу простоты: большинство комбо использует две кнопки для легких и тяжелых атак. Для того чтобы сбить противника с ног, необходимо перемещать левый стик вверх и вниз, прежде чем завершить атаку тяжелой рукой, но это не сложнее. Все довольно просто, почти по необходимости. Вы так много времени тратите на оборонительную сторону каждого боя, что возможность наносить ответные удары с относительной легкостью - это благословение, и от этого бои не становятся менее захватывающими.
Сифу основывается на агрессивном стиле кунг-фу, известном как Пак Мэй. В то время как некоторые стили кунг-фу предназначены для демонстрации, Пак Мей - это все о том, как повалить противника на землю и добиться того, чтобы он там остался. В нем нет излишней броскости, поэтому вас не порадуют яркие комбо и потакающие атаки. Вместо этого Сифу впечатляет, передавая ощутимое чувство удара за каждым сокрушительным ударом, эффективно передавая, насколько опасным может быть Пак Мей в правильных руках. Ваши атаки часто молниеносны, они пробивают грудную клетку и челюстные кости с вызывающей вздрагивание свирепостью, поэтому каждый успешный удар приносит невероятное удовлетворение. Окружение, в котором вы сражаетесь, также выполняет свою функцию, так что осознание своего окружения - ключевой аспект поединков Сифу. Вы можете перекатиться через столешницу или подняться на антресоль, чтобы отделиться от группы врагов или изолировать одного противника. Оттоманки и табуретки существуют для того, чтобы их пинали, нанося удары противникам по коленям, а метлы и куски сломанного дерева служат импровизированным оружием.
Есть также система захватов, которая активируется, когда вы прорываетесь сквозь вражескую структуру, давая вам шанс начать быстрое завершающее движение, которое использует контекст окружающей среды, чтобы жестоко прикончить ваших противников. Выполнение захватов - единственный способ пополнить запас здоровья, но здесь также присутствует элемент риск/вознаграждение. Некоторые враги просто откажутся быть побежденными, отменив ваш прием и получив при этом бафф. Внезапно вы сражаетесь с человеком с увеличенным запасом здоровья, который бьет сильнее и использует новые, более опасные приемы. Какими бы заманчивыми ни были приемы, разумнее было бы избегать их использования, когда у вас мало здоровья, чтобы не активировать более сильного противника, но победа над такими "прокачанными" врагами имеет свои преимущества, снимая год с вашего счетчика смерти.
Безымянный главный герой Сифу технически никогда не может умереть, кроме как поддаться естественным опасностям старости. Независимо от того, за кого вы будете играть - за мужчину или за женщину, - у вас будет волшебный кулон, который позволит вам встать на ноги и продолжить бой после того, как ваш запас здоровья будет полностью исчерпан. Подвох этой кажущейся несокрушимости заключается в том, что каждый раз, когда вы это делаете, из вашей жизни вычеркивается все больше лет. Чем чаще вы умираете - поднимая при этом вышеупомянутый счетчик смерти, - тем больше увеличивается ваш возраст с каждой последующей смертью. Например, умрите четыре раза подряд, и ваш возраст увеличится на четыре года при следующем падении. Вы можете начать игру свежим 20-летним юношей, но к концу первой главы вы, скорее всего, будете выглядеть как "соль с перцем", когда вам стукнет 50. Как только вы достигнете 70-летнего возраста, следующая смерть станет для вас последней, поскольку магия кулона ослабевает и отправляет вас на экран завершения игры.
Сифу во многом черпает вдохновение из классического кино о кунг-фу, поэтому принятие этой механики старения является логичным тематическим выбором. По сути, вы превращаетесь из импульсивного молодого парня в престарелого мастера кунг-фу, и в процессе игры вам приходится сталкиваться со всеми архетипами персонажей этого жанра. Помимо того, что вы можете видеть физические изменения этого быстрого старения, трансформация на десятилетия также имеет некоторые геймплейные последствия. Когда вы достигаете сумеречных лет своей жизни, ваш максимальный запас здоровья уменьшается, а наносимый урон увеличивается. Идея заключается в том, что по мере старения тела хрупкие кости уже не могут выдержать столько наказаний, сколько раньше, но вы также становитесь мудрее и можете нанести большее возмездие, ведь за каждым кулаком пульсирует опыт, полученный в боях на протяжении всей жизни.
Во многом это путешествие отражает то, которое вам предстоит пройти, чтобы добраться до финальной схватки с боссом Сифу. В начале игры я был наивным и упрямым ребенком, который выживал на волоске от гибели благодаря комбинации догадок и удачи, по мере того как я привыкал к тому, что требовал от меня Сифу. К тому времени, когда я наконец победил первого босса, я был 60-летним стариком, потому что он побеждал меня так много раз, прежде чем я в конце концов одержал победу. Теперь, потратив несколько часов и получив большее понимание механики Сифу, я могу вернуться и справиться с тем, что когда-то казалось непреодолимым препятствием, не постарев больше чем на год или два. В игре есть довольно мощное дерево навыков, позволяющее тратить XP на такие вещи, как новые комбо или способность ловить снаряды в воздухе, и эти улучшения, безусловно, полезны, а также разнообразят ваш набор движений, но они не являются неотъемлемой частью вашего развития. Ваш собственный уровень мастерства будет определять, как далеко вы сможете продвинуться в пяти главах Сифу, а успех будет зависеть от того, как вы сможете адаптироваться и научиться подходить к каждому типу врагов и ситуации.
Каждая комната, в которую вы попадаете, похожа на боевую головоломку, которую нужно решить, а затем освоить. Вы можете пройти бой с первой попытки, но если вы получили несколько ударов или умерли несколько раз, то действительно ли вы что-то решили? Механика старения Сифу означает, что вы неизбежно будете переигрывать большинство боев несколько раз, пока к каждой комнате не будете подходить со смесью импровизации и предвидения. Завершение главы означает, что вы начнете следующую главу в том возрасте, в котором закончили предыдущую, будь то 31 или 68 лет. Самый младший возраст, в котором вы начинаете главу, всегда сохраняется, поэтому вы можете вернуться к предыдущим главам, не опасаясь потерять жизненно важную контрольную точку. Это очень важно, поскольку вам нужно пройти всю игру до того, как вы умрете в возрасте 70 лет. Вы будете регулярно возвращаться к прошлым главам, чтобы попытаться закончить их в более молодом возрасте и дать себе больше свободы действий. Это звучит как сложная задача, но Слокап не настолько коварен, чтобы не добавить несколько коротких путей на этом пути.
Окружающая среда в Сифу регулярно расширяется, независимо от того, сражаетесь ли вы в подполье ночного клуба, бросаете ли предметы искусства в охранников в поразительной художественной галерее или вертикально перемещаетесь по высоченному офисному зданию. Чтобы разбавить боевые действия и дать небольшую передышку, Сифу затрагивает некоторые элементы расследования, разбрасывая на каждом уровне улики. Это может быть брошюра о лечебном прибежище, принадлежащем финальному боссу, или журнальный профиль, предлагающий некоторые сведения о другом боссе. Большая часть этих вещей является лишней, так как нитевидный сюжет все еще не дополнен этими лакомыми кусочками информации. Однако вы также найдете ключи и коды дверей, которые будут регулярно открывать короткие пути, позволяя вам обойти огромные участки уровня при повторном посещении. Это делает структуру Сифу более приемлемой, так как вам не придется переигрывать целые уровни снова и снова.
Сам сюжет представляет собой шаблонную историю о мести: наш безымянный главный герой мстит пяти мастерам кунг-фу, которые убили его отца. Главный герой - это пустое место, и вы не проводите достаточно времени с каждым из пяти боссов, чтобы они оставили свой след. В конечном счете, это не является чем-то из ряда вон выходящим, поскольку базовая установка - это все, что вам действительно нужно, чтобы оправдать убедительный геймплей Сифу. Однако разочаровывает то, что повествование не углубляется в последствия использования магического кулона и не задается вопросом, стоит ли месть целой жизни. Возможно, не стоит говорить об этом так прямо, и механика старения может сказать сама за себя, но это уже вопрос личных предпочтений.
Сифу, вероятно, снова вызовет споры о сложности, и, конечно, жаль, что больше людей не смогут познакомиться с игрой из-за барьера для входа. Однако столь крутая кривая обучения оправдана с точки зрения дизайна и механики, и это часть того, что делает Сифу настолько привлекательной. Ваш путь от ученика к мастеру захватывает, главным образом потому, что он регулируется вашим собственным повышением уровня мастерства, а не традиционным развитием персонажа. В игре есть запоминающиеся моменты, такие как бои с боссами и приятное воссоздание культовой сцены в коридоре из "Олдбоя", но больше всего в ней выделяется бой Сифу. Какой бы уникальной и интересной ни была механика старения, она не сработает, если бой не будет нести нагрузку и обеспечивать, чтобы каждое повторное прохождение было таким же увлекательным, как и предыдущее. Достаточно ли одной жизни, чтобы познать кунг-фу? Возможно, нет. Но я с удовольствием проведу свою, играя в Сифу, чтобы узнать это.